Основные христианские праздники
Основные христианские праздники
Праздник Пасхи.
Светлое Христово Воскресение
Самым главным христианским праздником является "праздников Праздник и Торжество из торжеств" - Светлое Воскресение Христово, называемое Святой Пасхой, которая празднуется в первый воскресный день после весеннего полнолуния, в период от 22 марта (4 апреля н.ст.) до 25 апреля (8 мая н.ст.).
Слово "пасха" - значит с еврейского "прехождение, избавление". Евреи, празднуя ветхозаветную пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление через Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха является "Праздником праздников и Торжеством из торжеств", почему и богослужение этого праздника отличается величием и необычайной торжественностью.
Задолго до полуночи верующие в светлых одеждах собираются в храм и благоговейно ожидают наступления пасхального торжества. Священнослужители облачаются в белое облачение. Перед самой полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты светоносного праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим весьма рано ко гробу, обходят вокруг церкви с пением "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возжженными свечами, выражая тем духовную радость светоносного Праздника.
Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христова. И здесь по обычном возгласе священник, подобно Ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Эта песнь троекратно повторяется священнослужителями и хором.
Затем предстоятель возглашает стихи древнего пророчества святого царя Давида: "Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его", а все люди (хор) в ответ на каждый стих поют "Христос воскресе из мертвых".
Наконец предстоятель, держа в руках крест с трехсвечником, движением их начертывает знамение креста против затворенных дверей храма; они отверзаются, и ликующий сонм, как некогда мироносицы к апостолам, входит в церковь, залитую светом возжженных всех светильников и лампад, и оглашает ее радостной песнью: "Христос воскресе из мертвых!"
Последующее богослужение пасхальной заутрени состоит преимущественно из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Все песни этого канона разделяются многократным "Христос воскресе из мертвых!". Во время пения канона священнослужители с крестом и кадилом, в предшествии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами "Христос воскресе!", на что верующие отвечают: "Воистину воскресе!" Неоднократные исхождения священнослужителей из алтаря напоминают о частых явлениях Господа ученикам Своим по воскресении.
В конце утрени после пения "Друг друга обымем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением", все верующие начинают приветствовать друг друга, произнося: "Христос воскресе!" - и отвечая: "Воистину воскресе!" Это приветствие они запечатлевают целованием и дарением пасхальных яиц, которые служат знаменательным символом восстания из гроба - воскресения жизни в самых недрах его силой всемогущества Божия.
Затем читается слово святителя Иоанна Златоуста, начинающееся словами: "Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества". Святой Иоанн Златоуст призывает возрадоваться всех: "Богатии и убозии, друг с другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиеся и непостившиеся, возвеселитеся днесь".
"Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия. Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть".
И, наконец, он торжественно возглашает вечную победу Христову над смертью и адом: "Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются Ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе (ибо теперь смерть не есть уничтожение, а только временное состояние): Христос бо востав от мертвых, начаток усопших бысть. Тому слава и держава, во веки веков. Аминь".
После утрени сразу совершаются часы и Литургия при открытых Царских вратах (они открыты с начала заутрени и не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия). На Литургии читается первое зачало Евангелия Иоанна Богослова (начинающееся словами: В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово), в котором изображается Божественность нашего Искупителя. Литургия совершается собором священников; Евангелие читается на разных языках в знак того, что всем народам на земле "изыде вещание" о Господе.
Перед концом Литургии освящается пасхальный хлеб - артос, который в Светлую Субботу после Литургии раздается верующим как пасхальное благословение.
После пасхальной Литургии (иногда между заутреней и Литургией) совершается освящение куличей, пасох, яиц и мяса для пасхальной трапезы верующих.
В следующие дни Пасхи, после Литургии, при колокольном звоне, бывают крестные ходы около церкви, в которых, как победный трофей, носится Крест Христов. Этим верующие выражают свою радость и торжество о победе Иисуса Христа над смертью и адом.
Вечерню в первый день Пасхи настоятель совершает, облачившись во все священные одежды. После вечернего входа с Евангелием читается Евангелие о явлении Воскресшего Иисуса Христа апостолам вечером в первый день Своего Воскресения из мертвых (Ин. 21, 19-25). Евангелие читает настоятель, обратившись лицом к народу. Отпуст говорит со крестом.
Всю Светлую Пасхальную Неделю звонят во все колокола.
Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.
В первый вторник после пасхальной недели Святая Церковь, разделяя радость Воскресения Христова с умершими в надежде всеобщего воскресения, особо творит поминовение усопших, потому и день этот называется Радоницей. После Литургии совершается вселенская панихида. Издревле существует обычай в этот день посещать могилы своих ближних и родных.
Пасхальные песнопения поются в церкви до праздника Вознесения Господня, который празднуется в сороковой день после первого дня Пасхи.
Христос воскрес из мертвых, смертью победив смерть и дав жизнь находящимся в гробах, т.е. мертвым.
Воскресе - воскрес, ожил; поправ - победив; сущим во гробех - находящимся в гробах, умершим людям; живот даровав - жизнь дав.
Светися, светися, новый Иерусалиме! Слава бо Господня на тебе возсия; ликуй ныне и веселися, Сионе! Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.
Прославляйся, прославляйся христианская Церковь, потому что над тобою воссияла слава Господня; торжествуй ныне и веселись! Ты же, Чистая Богородица, радуйся о воскресении Тобою рожденного.
Затем следуют великие, так называемые двунадесятые праздники, установленные в честь и славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери Девы Марии:
Кондак - краткая песнь, содержащая историю праздничного события; Пресущественнаго - Существующего прежде всех веков, т.е. всегда; вертеп - пещера; с пастырьми - с пастухами; славословят - поют, славят Бога; Отроча младо - младенец.
Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, тогда открылось (на земле с особенной ясностью) явление Святой Троицы, ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтверждал истинность этого слова (т.е. подтверждал свидетельство Бога Отца). Явившийся Христос Бог и просветивший мир, слава Тебе!
Извествоваше словесе утверждение - подтверждал истинность этого слова; явлейся - явившийся; мир просвещей - мир просветивший.
Празднование Святому Духу Церковь начинает по обыкновению вечерним богослужением после Литургии в Троицын день. На сем богослужении с коленопреклонением читаются три умилительные молитвы святого Василия Великого, в которых мы исповедуем грехи наши пред Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, испрашиваем помилования; просим также Господа Иисуса Христа даровать нам Божественного Духа, в просвещение и утверждение душ наших, и, наконец, молимся об усопших отцах и братьях наших, да упокоит их Господь в месте светле, злачне и покойне.
В праздник Пятидесятницы принято украшать храм и свои жилища древесными ветвями и цветами и самим стоять в храме с цветами в руках. Украшение храмов и жилищ в этот день зеленью и цветами бывает, во-первых, исповеданием зиждительной силы Животворящего Духа; а во-вторых, должным посвящением Ему начатков весны.
Следующий день после Троицына дня называется Духовым днем и посвящен прославлению Святого Духа.
За всенощным богослужением (на утрене) бывает вынос Креста для поклонения. После великого славословия священник, облачившись во все священнические одежды и держа над головой своей Святой Крест, украшенный цветами, при пении "Святый Боже" выносит его из алтаря на середину храма и кладет на аналое. Во время троекратного пения тропаря "Спаси, Господи, люди Твоя" священник кадит Святой Крест. Потом при пении "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим" все кланяются и целуют Святой Крест. Украшается Святой Крест зеленью и цветами в знак того, что через него (т.е. через страдания и смерть на нем Спасителя) дарована нам вечная жизнь.
На Литургии этого дня вместо Трисвятого поют песнь "Кресту Твоему покланяемся, Владыко", из Апостола читается о слове крестном, которое "погибающим юродство есть", а спасаемым - "сила Божия есть"; а из Евангелия о распятии Иисуса Христа. Ради воспоминания о страданиях и смерти Господней, этот день положено проводить в строгом посте. Этот Праздник совершается в память обрeтения Честного и Животворящего Древа Креста Господня равноапостольной царицей Еленой (326), а с VII века с этим днем стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629). Как при обретении, так и при поставлении Креста, возвращенного из Персии, патриарх, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, воздвигал (т.е. поднимал) Крест, обращая его ко всем четырем сторонам, причем всякий раз народ благоговейно преклонялся, взывая: "Господи, помилуй!"
К этому празднику положено готовиться двухнедельным постом. Праздник называется Успением ("засыпанием"), потому что Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула, а главное, называется так за короткое пребывание Ее тела во гробе, так как через три дня Она была воскрешена Господом и вознесена на небо.
В рождестве - при рождении Иисуса Христа; во успении - во время смерти, несмотря на смерть; преставилася еси к животу - перешла к жизни венной; Мати сущи Живота - будучи Матерью Жизни, т.е. Иисуса Христа.
Другие наболее чтимые праздники
Назад к списку