Храм святителя Николая - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Действующие храмы Горшеченского благочиния.

 

Бараново.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

Храм Тихвинской иконы Божией Матери села Бараново, был основан 19 сентября 1871. Даты окончания строительства и освящения храма не сохранилось. Вообще о храме,и о его дореволюционной истории сохранилось очень мало материала.

С приходом советской власти многие храмы были закрыты, но в Тихвинском храме продолжались богослужения и молитвы. Власти всеми способами пытались официально закрыть храм,очень часто прибегая к явному обману высшего руководства. Прихожане,можно сказать,стояли до последнего, но всё-таки в 1940 году храм был окончательно закрыт.

В 1943 году от немцев было освобождено село Бараново. Во время отступления немецкие войска, думая что на колокольне храма сидит русский наводчик, открыли артиллерийский огонь по храму. Была взорвана колокольня, повреждены крыша и центральный купол, на стенах остались отметины от снарядов. Во время освобождения села было захвачено много пленных, и чтобы они не замерзли ночью, так как был февраль, их закрыли в храме. Ночью неожиданно для всех вспыхнул пожар внутри храма. Пленных быстро вывели, а почти все внутреннее убранство храма сгорело.

После войны настали трудные времена, и о восстановлении храма никто не думал. Спустя несколько лет храм кое как накрыли (что и сохранило его от множественных разрушений), и использовали как склад.

С началом 90-х годов началось возвращение Церкви ее святынь. Был возвращен Курской епархии и Тихвинский храм. Но то что осталось от него с трудом можно было назвать храмом. Разрушенная колокольня, проржавевшая крыша, отсутствие центрального купола. Черными дырами зияли окна без рам, осыпавшаяся штукатурка и т.д.

      

В 1999 году началось восстановление храма . Совместными силами тогдашнего настоятеля , председателя колхоза, спонсоров, да и простых прихожан ,храм все более и более приобретал свой вид, восстановление идет до сих пор. И прихожане не теряют уверенность, что после долгих лет бездействия церкви, с помощью Божией она приобретет свой истинный облик, и станет местом пристанища православных христиан.

 

9 июля 2009 года храм был заново освящён архиепископом Курским и Рыльским Германом

Настоятель Храма Тихвинской иконы Божией Матери - иерей Евгений Логачев.

http://matrono.ru/index/nash_khram/0-156

Село Кулевка.
(Церковь Тихона Задонского)

Храм Тихвинской иконы Божией Матери

Церковь Тихона, Епископа Воронежского и Задонского — православный храм Курской и Рыльской епархии. Расположена в селе Кулевка Горшеченского района Курской области.

 История Кулевки берет свое начало с конца 18 в., когда здесь поселился однодворец  Родион Кулик, от которого и произошло название села. До 1928 г. территориально село  входило в Нижнедевицкий уезд Воронежской губернии.


XIX век

Архиепископ Дмитрий Самбикин в документах середины 1880-х годов отмечал: Тихоновская церковь в селе Кулевке, Нижнедевицкого уезда каменная с колокольнею, начата постройкою и окончена в 1869 году. Земли пахатной 33 десятины и усадебной. Два деревянных подцерковных дома. Прихожан 845 душ.

Эти данные вступают в противоречие с трудами П. Никольского, который в 1900 году утверждал, что Тихоновская (деревянная) церковь была построена в 1892 году. В этот период в штате храма числились: священник Всеволод Михайлов и псаломщик Павел Долгополов. Церкви принадлежало 34 десятины пахотных земель.
Приход насчитывал 247 дворов, в которых проживал 2061 человек.
XX век

19 августа 1940 года церковь в Кулевке была закрыта, однако, судя по всему не надолго.

 

Существуют данные, что до 31 октября 1945 года в церкви служил отец Тихон Недригайлов, после чего был переведен в Крестовоздвиженский храм села Кошары, что под Белгородом. Церковный совет кулевского храма обратился к архиепископу Курскому Питириму с ходатайством о назначении к ним настоятелем диакона Тихона Захарова (1903 – после 1978). Это ходатайство было подкреплено письменными отзывами Тихона Недригайлова и священника Вознесенской церкви города Нижнедевицка Михаила Пояркова, в которых они характеризовали кандидата самым положительным образом.

25 ноября 1945 диакон Тихон Захаров был рукоположен в сан священника к церкви в селе Кулевка. Весной 1948 года священник Тихон Недригайлов, ставший благочинным Рыльского округа, хлопотал перед архиереем о переводе отца Тихона Захарова в село Любимовку Кореневского района. Он писал, что в Кулевке Захаров «впал в крайнюю бедность и живет исключительно для оплаты непосильного подоходного налога». 31 марта 1948 г. архиепископ Курский Алексий удовлетворил просьбу и перевел отца Тихона Захарова в Любимовку.

В 1949 году в церкви временно служил Михаил Попов.  В 1950 должность настоятеля храма в Кулевке стала вакантной, и священник Тихон Захаров дерзнул обратиться к епископу Курскому Нестору с просьбой о возвращении. Просьба была удовлетворена 4 июля. Однако через год священник тем же архиереем был низведен на должность псаломщика. Причина – непогашение взносов. Отец Тихон сдал приходские дела новому священнику Иоанну Автономову, объяснил возникшую задолженность бедностью прихода, неблагоустроенностью церкви, плохой посещаемостью и сообщил, что «всегда болел за храм душою». Владыка перевел Тихона в село Бегощи Крупецкого района к Знаменской церкви.

1 октября 1957 г. настоятель храма в Кулевке отец Иоанн Автономов умер. Пользуясь этим, директор местной школы возбудил вопрос о закрытии храма, который находится по соседству с учебным учреждением. В отсутствии священника школьники били стекла в храме и хулиганили на колокольне. Никого из священников, ищущих место, кулевский приход не прельщал. Отпугивала неблагоустроенность церкви, отсутствие полов, неопределенная будущность. Директор школы не хотел останавливаться на районном уровне и просил о закрытии церкви областное начальство. Если бы храм в Кулевке еще на несколько недель остался бы без настоятеля, его действительно могли закрыть. Но тут назначение в Кулевку «с благодарностью принял» священник Тихон Захаров. В 1958 году осиротел приход Дмитриевской церкви в селе Болото и отец Тихон несколько месяцев служил на два храма. Он не только выезжал на требы на территорию болотского прихода, но и совершал Божественную Литургию в храме св. Димитрия Солунского. Однако большое расстояние между приходами, проблемы со здоровьем и… ревность кулевцев привели к тому, что священник Тихон Захаров все реже и реже стал выбираться в Болото. А потом болотскую церковь закрыли. В 1962 году отец Тихон был награжден наперсным крестом, в 1972 году – возведен в сан протоиерея. 20 января 1977 года протоиерей Тихон Михайлович Захаров вышел за штат по состоянию здоровья. Скончался он после 1978 года.

Настоятель Храма Тихвинской иконы Божией Матери: иерей Александр Пешков.

В настоящее время церковь в Кулевке является объектом исторического и культурного наследия (код памятника 4600809001).

    

Использованная литература:
Д. Самбикин "Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии за 1881-1884"
П. Никольский "Справочная книга для духовенства Воронежской епархии за 1900 г."
Использованы материалы сайтов: apochki.prihod.ru, warthroughthelens.orgСело Болото. Церковь

                                                          Село Болото.

                               Димитрия Солунского

Церковь Димитрия Солунского — православный храм Курской и Рыльской епархии. Расположена в селе Болото Горшеченского района Курской области.

До 1928 года территориально село входило в Нижнедевицкий уезд Воронежской губернии.

Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Болото, Нижнедевицкого уезда, деревянная с такою же колокольнею, построена в 1783 году. Земли пахатной 56 десятин большей частью песчаной. К этой церкви приписаны: Предтеченская церковь села в Нижних Борках и Сергиевская в селе Вислой. Прихожан 1530 душ; деревни Верхния и Нижния Борки (где есть церковь). Три штата».

В 1890 году церковь великомученика Димитрия Солунского была перестроена в камне. Священником в это время служил Дмитрий Стефанович Мешковский, позже переведенный в Покровский храм села Хвощеватовка.

По данным духовенства Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник Тихон Михайлович Лихницкий и псаломщик Иван Иванович Родионов. Приход насчитывал 69 дворов, в которых проживало 828 человек.

В 1958 году в Дмитриевской церкви села Болото два месяца служил священник Тихоновского храма села Кулевка Тихон Захаров. Вскоре церковь закрыли.

Настоятель Храма Дмитрия Солунского - протоиерей Андрей Ерега.

Церковь Дмитрия Солунского является памятником истории и культуры народов Российской Федерации и объектом культурного наследия (код 4600808001).

        

Использованная литература:
Д. Самбикин "Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии за 1881-1884"
П. Никольский "Справочная книга для духовенства Воронежской епархии за 1900 г."

Село Ключ.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Церковь Казанской иконы Божией Матери — православный храм Курской и Рыльской епархии. Расположена в селе Ключ Горшеченского района Курской области.

Ключ – старинное русское село. Возникло в первой половине XVIII в. До 1928 года территориально входило в Нижнедевицкий уезд Воронежской губернии.

 

Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Ключе, Нижнедевицкаго уезда, каменная с колокольнею, построена в 1799 году (а по клировой ведомости в 1803 г.) на месте прежде бывшей деревянной. Один штат. Прихожан 1220 душ, деревня Быстрина (ныне – Быстрик, в 2 верстах)».

Архиепископ Самбикин продолжает: «Село Ключ (или Дубинино), в 35 верстах от г. Нижнедевицка и в 10 верстах от границы Курской губернии. Название «Ключ» взято от множества ключевой воды, а другое название села – «Дубинино», вероятно потому что это село было окружено вековым дубовым лесом. Лет 250 назад местность, где ныне село, было приютом разбойничьих шаек. В 5 верстах от села, в логу, некогда окруженном густым лесом, по преданию, жил атаман разбойников Юрка Темирязев. Разбойничьи его подвиги вынудили правительство (при царе Алексее Михайловиче) выслать против него войско и Юрка был схвачен и взят в Москву, а сообщники его частию были побиты, а частию разбежались; после сего стали являться поселенцы и основали нынешнее село Ключ.

Первые поселенцы были из Ефремова и Тулы. Около 1730 года таких переселенцев собралось до 500 душ и тогда ими была построена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Побуждением к посвящению в честь Казанской Богоматери было явление на колодце (и доселе существующем среди села) чудотворной иконы. Эта икона, по единогласному преданию жителей села, ныне находится в церкви пригородней Старооскольской Стрелецкой слободы.

Взята она была из села по следующему случаю. Благочинный священник Стрелецкой Старооскольской церкви, благоговея пред чудотворною иконою Казанской иконы Божией Матери, решился перенести ее из села Ключ, тогда принадлежавшей Курской епархии и находившагося в его ведомстве. По случаю празднования чудотворной иконы 8 июля в селе Ключ было многолюдное стечение богомольцев, не помещавшихся в малой церкви. Благочинный поставил это на вид жителям села и указал на неприличие и какие то законы, будто бы запрещавшие иметь чудотворную икону в деревянном храме, а потому убедил жителей Ключа построить каменную церковь, а до времени ея постройки икона взята была благочинным в Стрелецкую подгородную церковь.

Каменная церковь в селе Ключ была начата постройкою в 1794 году и окончена в 1798 году. В это время (1799 год) село Ключ отошло по епархиальному управлению к Воронежскаму Преосвященству. Жителям села Ключ, когда те обратились к бывшему своему благочинному возвратить их чудотворную икону, было отказано. Жаловались они Курскому Преосвященному, но тот дозволил им только снять копию с иконы. Снятая с чудотворной иконы Казанской Богоматери копия свято чтится жителями села».

На рубеже XIX-XX веков в штате Казанской церкви числились: два священника (Василий Данков и Митрофан Мишин), диакон (Митрофан Илларионов) и два псаломщика (Иван Станков и Илья Богомолов). У церкви отмечено 39 десятин земли. Дворов в приходе в это время насчитывалось 244, в них проживало 2414 человек.

Казанский храм – один из четырех храмов района, богослужения в которых в годы советской власти прерывались лишь на короткие периоды. Официально закрывался властями 5 августа 1940 года. Однако в период оккупации богослужения возобновились. Росписи внутри церкви сделаны в советское время.

Настоятелем храма является иерей Александр Абдумуратович Каримов (в апреле 2012 года награжден наперсным крестом).

В настоящее время церковь является памятником истории и культуры народов Российской Федерации и объектом культурного наследия (код 4600000508).

 

 

 

 

 

Село Ясенки.
Церковь Воздвижения Креста Господня (утрачена)

Воздвижения Креста Господня — православный храм Курской и Рыльской епархии. Расположена в селе Ясенки Горшеченского района Курской области.

Когда в Ясенках началось возрождение литургической жизни, церковной общине для совершения богослужений передали здание бани. А когда-то здесь храм разрушили, чтобы построить баню… И какой храм! Еще в XIX веке сразу же после постройки ясеновскую церковь отмечали как выдающуюся «по замечательной красоте своей архитектуры».
                                                          Основание села

Само село Ясенки ведет свою историю с XVIII в., когда в этих краях обосновались выходцы из Московской и Черниговской губерний. По другой версии, село Ясенки обязано своим появлением на карте переселенцам из другого села Курской губернии с похожим названием – Ясенок. К середине XVIII века в Ясенках появился храм. Это была деревянная церковь во имя святой мученицы Параскевы Пятницы. Сначала маленькая. С 1777 года - побольше.
                                                           Каменный храм

К началу XIX века и большой деревянный храм не мог вместить всех прихожан. Пришлось с 1828 г. взяться за постройку новой каменной церкви. Через 17 лет основные работы были закончены, и в 1845 году состоялось в Ясенках освящение каменного двухпрестольного храма. Главный престол был освящен в честь Воздвижения Креста Господня. Но и мученицу Параскеву ясеновцы не забыли, освятив в ее честь южный придел храма.

Однако на этом строительство не закончилось. В 1857 году в Ясенках снова были торжества – освящали еще один придел (северный) в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Вот что писал об этом событии архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов: «Церковь в Ясенках, Нижнедевицкого уезда, каменная с колокольнею, замечательна красотою архитектуры, построена в 1845 году с приделами св. Параскевы Пятницы (с правой стороны) и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Прежде существовавшая церковь была посвящена св. вел. Параскевы - Пятнице. Один причт. Земли 66 десятин. Прихожан 1380 душ; деревни: Сомовка и Пятницкая».

Закончив стройку, занялись благоукрашением. К концу XIX века устроили в каждом приделе иконостас. На это благое дело благотворители, среди которых были не только помещики, но и простые благочестивые крестьяне, не поскупились – потратили около 5.300 рублей. Сумма по тем временам немалая. Да и колокола никогда не отличались дешевизной. А их на колокольне был полный комплект – семь штук. Главный весил 127 пудов 27 фунтов. Его звук, говорят, доносился аж до самого Воронежа. Дворов в приходе в 1900 году было 389, в них проживало 3283 человека.

С особым благоговением относились прихожане к одной святыне, выделявшей ясеновскую церковь из ряда окрестных храмов. Это была деревянная статуя Спасителя в терновом венце. Что стало с ней после революции – неизвестно. В список исчезнувших святынь следует включить и три Евангелия. Самое древнее из них было напечатано еще при Петре Первом в 1697 г. Два других – во второй половине XVIII века. В 1865 году в соседней Кулевке была построена Тихвинская церковь и священноначалие приняло решение оставить в штате ясеновского храма одного священника (с 1798 года их было двое). Но к концу XIX века стало ясно, что одному священнику в Ясенках не справиться со всеми приходскими заботами. Второй штат был снова открыт в 1899 году.
                                                                  Священство

В конце XIX в. была предпринята попытка перечислить всех священников, которые ранее служили в Ясенках. Некоторым из них даже давалась краткая характеристика. Не всегда лестная.

Отец Михаил Гаврилович Владимиров был первым священником, о котором сохранились хоть какие-то данные. Впервые упоминается он в церковных документах в 1780 году. Известен и год его упокоения – 1792-й. После смерти отца Михаила в Ясенки был определен священник Иаков Никифоров, с некоторыми перерывами служивший здесь до 1814 года. В 1798 году, когда в ясеновской церкви было открыто второе штатное священническое место, на его место определили отца Гавриила Георгиевича Попова, прослужившего в Ясенках до 1826 года и умершего в 1831 году.

Недолго прослужил в ясеновском приходе отец Андрей Иванович Песков: с 1814 по 1819 год. А вот священник Никанор Иванович Владимиров связал свою судьбу с Ясенками на длительный период времени. С 1819 по 1838 год он предстоял престолу в местном храме, затем уступил штатное место своему зятю священнику Василию Ильичу Полянскому, который служил в Ясенках четверть века. В 1863 г. отец Василий по возрасту вышел за штат и просил, чтобы его место досталось зятю – священнику Иоанну Петровичу Смирницкому.

Отец Симеон Гавриилович Дубровский, упоминавшийся в качестве клирика храма с 1827 года, умер в 1836 году. «Место его было зачислено за семьей, а требы исправлял безместный священник Иоанн Богомолов, - сообщает дореволюционный историк. – Так как к дочери о. Дубровского не нашлось жениха, то место было представлено в 1847 году Аристарху Андреевичу Ингеницкому». В синодальную эпоху (и это один из ее минусов) священническое место иногда оказывалось наследством, а то и приданным. В 1868 году отца Аристарха сменил его сын Андрей, который и священствовал в Ясенках до 1902 года. В 1904 году в ясеновской церкви служили священники Георгий Николаевич Кузнецов и Иоанн Николаевич Белозоров, определенный на вновь открытую вторую вакансию в 23 июля 1899 года. Имелись при храме два штатных псаломщика, а периодически появлялись и диаконы. В 1900 году упоминается диакон Митрофан Дубянский и псаломщик Василий Попов.

Среди прочих духовных лиц дореволюционного периода, служивших в Ясенках, хотелось бы выделить отца Иоанна Федорова. Его послужной список чрезвычайно разнообразен. Довелось ему служить простым приходским священником в глубинке России и полковым духовником в Персии, окормлять казаков и моряков, получать награды от одних государственных мужей и спасаться бегством от других. Родился протоиерей Иоанн Семенович Федоров в 1872 г. в Острогожском уезде Воронежской губернии. А умер в 1940 году в Югославии. Последние двадцать лет жизни этого священника прошли в эмиграции. Начинал же он свое церковное служение в нашем крае. 4 декабря 1895 г. выпускник Воронежской духовной семинарии Иван Федоров был рукоположен в сан диакона к храму в селе Ясенки Нижнедевицкого уезда и служил здесь до 25 марта 1900 года.

С 1920 по 1925 гг. в Крестовоздвиженском храме села Ясенки служил священник Алексий Макарович Гришин (1877-1958), уроженец Воронежа. Старожилы Дмитриевской церкви села Болото еще помнят этого батюшку, так как последний период своей жизни он жил там.

О том, кто служил в Ясенках в годы гонений, и кто был последним настоятелем впоследствии разрушенного храма, в настоящее время сведений не имеется. В материалах одного из следственных упоминается без инициалов некий священник Кущнев, который мог служить в Ясенках в начале 1930-х гг. Но точной информации на этот счет пока не имеется.
                                                                 Перед закрытием

Подробное повествование об истории ясеновского прихода в дореволюционный период оканчивается 1904 годом. Документы последующего периода еще мало изучены и систематизированы, а большей частью утеряны. В начале XX века приход ясеновского храма входил в первый благочиннический округ Нижнедевицкого уезда Воронежской епархии.

Надо полагать, что в 1922 году храм в Ясенках не избежал печальной участи быть ограбленным под благовидным предлогом изъятия церковных ценностей для нужд голодающих Поволжья.

В конце 1920-х – первой половине 1930-х годов по Центральному Черноземью прокатилась лихорадка районирования. В результате перекраивания края село Ясенки дало имя Ясеновскому району, хотя центр этого района власти выбрали село Нижнее Гнилое, ныне Сосновка. Возможно, именно выделение Ясенков из общего списка сел стало причиной того, что власти с удвоенной энергией взялись за уничтожение храма. К концу 1930-х годов приходская жизнь в селе замерла на долгие семь десятков лет…
                                                                  Закрытие храма

28 июля 1939 года храм был взорван. По свидетельству местных жителей, окончательно останки храма в Ясенках были сметены в 1950-е годы. Когда читаешь документы о закрытии церквей, складывается впечатление, что в 1930-е годы в СССР не было никакого иного стройматериала, кроме добытого при разрушении храмов. Ведь строительство большинства объектов советской культуры велось исключительно из обломков «культовых зданий», многие из которых являлись, кроме всего прочего, настоящими памятниками архитектуры. Храм Воздвижения Креста Господня в Ясенках был из их числа. Увы, восстановить его в прежних размерах едва ли теперь удастся. Ясенки уже не те, что полтора века назад.
                                                         Век XXI: возрождение прихода

Однако церковь – это не только архитектурное сооружение. И в Ясенках всегда были люди, которые не скрывали своей веры и принадлежности к церкви. Они ходили по праздникам в соседнюю Кулевку, где храм уцелел в лихолетье. А в начале XXI века по благословению митрополита Курского и Рыльского Ювеналия образовали местную церковную общину в родном селе.
Существенную поддержку новообразованному приходу оказал Александр Викторович Гусев, руководитель местного сельхозпредприятия – председатель колхоза, как его здесь называют по привычке. В бессрочное пользование верующим было передано здание бывшей бани. Пришлось, конечно, потрудиться, чтобы приспособить его для совершения богослужений. Но и тут приходскую общину, состоящую в основном из пожилых женщин, не оставили. На Вербное Воскресенье 4 апреля 2004 г. открылась новая страница в истории ясновского прихода. В этот день впервые после долгого перерыва в Ясенках была совершена Божественная Литургия.

Настоятель Крестовоздвиженского храма - иерей Михаил Зиборов.


Использованы материалы сайтов: apochki.prihod.ru, gorshechnoe.ru
Использованная литература:
Д. Самбикин "Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии за 1881-1884"
П. Никольский "Справочная книга для духовенства Воронежской епархии за 1900 г."

 

Село Старое Роговое.
Церковь Архангела  Михаила.

 Село возникло на месте бывшей деревни Роговой, разоренной татарами в  1612 году, и вновь возрождённой в 1659. Селение окружал густой лес,  выступ которого, напоминавший по форме рог, подходил к самому краю  села. Отсюда и его название - Роговое. До 1928 года село территориально  входило в Нижнедевицкий уезд Воронежской губернии.

 В селе в 1783 году была построена деревянная Архангельская церковь.  Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов  отмечал: «Церковь в селе Роговом, Нижнедевицкого уезда, деревянная с  колокольнею, построена в 1783 году. Земли пахатной 40 десятин (по общему плану в 2-х местах); сверх того 8½ десятин (пожертвованных ряд. Бабенковым, по ровну церкви и причту; но она находится в ведении церковного старосты ?). Из плана видно, что церкви должно принадлежать 5 десятин лесу строеваго и 5 десятин дровянаго, но где и кто владеют этим лесом неизвестно. Прихожан 1500 душ; деревни: Геросимова (2 версты), Новая Роговая (3 версты), Рышкина (3 версты), Ровенки (5 верст)».

По данным духовенства Воронежской епархии за 1900 год, в штате Архангельской церкви числились: священник и псаломщик Василий Восточный. Церковь владела 50 десятинами пахотных земель. Приход насчитывал 388 дворов, в которых проживало 2710 человек.

Есть предположение, что храм перестраивался в 1808-1814 годах в камне.

По некоторым данным, человеком по фамилии Гончаров, в 1905-1907 годах в селе была построена новая каменная церковь иконы Божией Матери "Знамение". В селе было 2 начальных школы - земская и церковно-приходская, состоящая из 3-х классов. Эти школы посещали дети наиболее зажиточных крестьян. Обучали здесь законам божьим и молитвам.

18 июля 1940 года церковь в Роговом была закрыта.

Храм "выстоял" и в период борьбы с православием, и в военное лихолетье. С первого дня своего существования и по сегодняшнее время, церковь не меняла своего высокого предназначения - в нем не хранили зерно, не устраивали концертов, а возносили молитвы Богу, как и должно быть. Может быть и поэтому в селе нет пустующих домов, продолжают рождаться дети и люди не отчаиваются, встречают новый день с надеждой на лучшее, каждый по-своему внося частичку хорошего в наше общее завтра.

Ныне в храме служит священник Иоанн Сорока.

  

  

Использованы материалы сайта: gorshechnoe.ru
Использованная литература:
Д. Самбикин "Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии за 1881-1884"
П. Никольский "Справочная книга для духовенства Воронежской епархии за 1900 г."

 

Храм Святого великомученика Димитрия Солунского в селе Средние Апочки

Средние Апочки. История храма и села

О дереве, камне и душе

Каменный храм святого великомученика Димитрия Солунского в селе Средние Апочки был построен в 1811 году, незадолго до вторжения в Россию войск Наполеона. Само село упоминается в исторических документах с 1691 года [Никулов А.П. Старый Оскол. (Историческое исследование Оскольского края). – Курск. 1997. 576с. – с.85]. До постройки кирпичной церкви жители Средних Апочек молились в деревянном храме, который так же был освящен в честь почитаемого на Руси греческого святого Димитрия из Солуни. По словам старожилов, старый храм находился восточнее современного, где-то в районе нынешнего клуба. Благодаря исследованию историка Анатолия Павловича Никулова, установлено имя мастера, руководившего строительством кирпичного храма. Это крестьянин Сила Васильевич Гладков [Там же. – с.458].

Через 20 лет, в 1831 году, к храму была пристроена колокольня, и архитектурный ансамбль среднеапоченской церкви приобрел законченный вид. Однако в период воинствующего безбожия храм в Средних Апочках был изуродован до неузнаваемости. Колокольню снесли, а основное здание использовали в хозяйственных нуждах (здесь хранили зерно и удобрения, пилили доски), отчего оно теряло былое благолепие, стремительно ветшало и разрушалось. Но самое печальное не это. Невидимым образом разрушалось что-то в душах людских. Менялся жизненный уклад, деформировались нравы, выросло несколько поколений людей, которые, глядя на храм, видят лишь груду искусно сложенных кирпичей. Они не против того, чтобы в селе был храм. Но они искренне не понимают, зачем храм нужен именно им. И даже не задают себе этого вопроса. Сейчас в Средних Апочках множество хозяйственных построек, в которых никто уже не мычит и не телится; двухэтажная школа, в которой скоро некому будет учиться, и разрушающийся храм, в котором сейчас некому молиться.

В начале XIX века ситуация была иной. Тогда среднеапоченским богомольцам было тесно в деревянной церквушке и они, как дети, радовались строительству нового просторного кирпичного Дома Божьего. Они понимали, что здесь, под сводами церкви, а не в убогой хатке, крытой соломой и обмазанной глиной, пройдет самая важная часть их жизни.

Не хотелось, чтобы история нашего храма превратилась в очерк по архитектуре или в дефектную ведомость. Хотелось, чтобы она была историей живой веры, объединяющей судьбы пастырей и прихожан среднеапоченского храма, как живых, так и усопших.

По словам архиепископа Курского Германа, «восстановление порушенных храмов и зданий – не самоцель. Главное – восстановить храм души русского человека, из которого многие десятилетия старались вытравить все святое. Результаты этого налицо в нашей реальной жизни» [Герман, архиепископ Курский и Рыльский. Слово к читателям Высокопреосвященнейшего Германа, архиепископа Курского и Рыльского. // Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы Мужская Пустынь. Фотоальбом].

С 17 декабря 2010 года

Cвященник Владимир Михайлович Русин. С 2005 года служит в Покровском храме села Кунье. В Средние Апочки назначен по совместительству.

 

  

 Более подробную информацию  Храма Святого великомученика Димитрия Солунского в селе Средние Апочки можно прочитать на сайте http://apochki.prihod.ru

 

 

 

                                     

с.Кунье. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Покровский храм

Строительство каменного храма.

К началу XIX века деревянный куньевский храм совсем обветшал. В 1809 году в Кунье началось строительство нового, каменного, храма. Для обеспечения стройки материалами в селе построили кирпичный завод, дававший 30 000 штук кирпича в год /3. стр.366/. Храм в Кунье был возведен уже после Отечественной войны 1812 года, в 1816 году. Эта дата и указана в справочнике по Курской епархии, выпущенном в дореволюционные времена. /7/.

В одном современном научном сборнике храм в селе Кунье ошибочно назван Свято-Димитриевским. Годом постройки храма авторы этого издания считают 1812. /8. стр.205/.

«Одноглавая, шестистолпная, трехапсидная, приземистых пропорций», - так охарактеризовали нашу церковь специалисты из Курского краеведческого музея, проводившие искусствоведческую экспертизу несколько лет назад.

Кто был инициатором и главным строителем новой церкви в селе Кунье, пока не выяснено. Лет семь тому назад при планировке прихрамовой территории бульдозер извлек из-под земли две могильные плиты. Надписи на плитах сообщали, что под ними были погребены надворный советник Андрей Тельс, скончавшийся в 1829 году, и «флота капитан-лейтенант» Александр Тельс, скончавшийся четырьмя годами ранее. Интервал между датами их рождения так же невелик. Поэтому резонно предположить, что они были братьями. Во Ржавце, соседнем селе, у Тельсов было поместье, возможно пожалованное им (или их родителям) за усердную службу. И, по всей вероятности, в строительстве нашего храма они принимали не самое последнее участие, поскольку завещали себя похоронить у его стен. А во Ржавце и по сей день одну из улочек называют Тельцово.

Во Ржавце жила так же помещица Платонова (или Платониха, как ее называли крестьяне). На свои средства она пристроила к куньевской церкви Владимирский придел, а возможно и Иверский тоже. Из уважения к этой набожной женщине в праздники и воскресные дни богослужения в храме не начинали до ее приезда. Звонарь забирался на колокольню и сверху внимательно следил, когда на горизонте появится помещичья тройка. При подъезде Платонихи к церкви начинался перезвон. Колокола приветствовали подъезжающий экипаж. Колокольчики под дугой отзывались на приветствие.

Куньевские звонари до революции имели в своем распоряжении четыре колокола, доставшихся каменной церкви в наследство от деревянной . В настоящее время прихожане собираются на службу под звон одного большого колокола, маленького колокольчика и обрезанного кислородного баллона.

  

  

 

Настоятель Покровского храма - иерей Владимир Русин.

 

Использован материал сайта:http://sobory.ru

Знаменка. Церковь иконы Божией Матери "Знамение"
Знаменский храм

Построен в 1830 году. Освящен в 1863 году. Закрыт по решению властей 11 июля 1937 года и передан сельскому совету «под школьное строительство». (В документах тех лет знаменская церковь названа Покровской).

Колокольня разрушена полностью. Храм сохранился частично, но о его восстановлении речи не ведется. Приход возрожден. Богослужения проводятся в молитвенном доме.

Настоятель: иерей Евгений Логачев (по совместительству).

 

   

  

 с.Удобное Приход в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

 Молитвенный дом.Образован в октябре 2008 года.

 Настоятель: иерей Игорь Харитонов

  

фото загружено с сайта: http://www.odnoklassniki.ru/gorshechnoekazak

 

При подготовке информации использован материал сайта http://rustemple.narod.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Назад к списку